Желанный тост – да здравствует свобода!ТЕАТР АБСУРДА
По поводу последующих сцен Даю ряд незначительных поправок: Слабеет дождь, но все стоят у стен, Бросая взгляды влево или вправо. Героя в центре нет – там вход в метро И буква «М» сияет непорочно. Пейзаж Утрилло, но писал Коро – Детали прорисованы неточно, – Фонарь горит, но свет зеленоват И загнут, как перо у попугая, Дома без номеров и анфилад… – И здесь должна быть улица другая! – Гораздо выразительней на вид! – Допустим, справа – дом семиэтажный, Раскрыты окна, свет в них не горит, Во время действия в нем побывает каждый. Выходят молча и встают у стен, И больше никуда не исчезают. – Пусть это будет основной рефрен – Загадочность сюжету не мешает. …А слева трехэтажный особняк С доской мемориальною при входе. Забита дверь, но выломан косяк, И слышно, как по дому кто-то ходит. Теперь чуть-чуть поправим диалог, Усилим паузы, а в репликах заменим Слова, слегка клеймящие порок – Нейтральными – и спрячем лица в тени. На самом деле действие идет С пяти часов утра до полшестого, У всех стоят часы, и с крыши льет, И шелест ливня заглушает слово, Когда его пытается сказать Стоящий справа человек в футляре. И сразу все бросаются бежать, И пухнут лужи тестом на опаре. И рушатся дома на кирпичи, И из семиэтажки слышно крики. А тот, кто был в особняке, молчит. Теперь пейзаж становится безликим. И светится большая буква «М» Среди развалин символом прогресса. Пронзительный до визга звук сирен И – занавес. – Так завершилась пьеса.
А в разговоре тех, кто под дождем Стояли рядом под одним балконом, Убрать слова «давайте подождем; Всё преходяще в мире полусонном». – Не приведи Господь узрят намек На бунт мифический под маскою смиренья И снимут пьесу – им и невдомек, Что не в словах весь смысл произведенья! – В дожде, в домах, в которых нет жильцов, В которых поселилось наважденье, В огромной букве «М»! – В конце концов, Здесь каждый штрих – намек на вырожденье! –
И реплики попроще, без идей! – Слова невыразительны, ничтожны. Средь мокнущих найдется иудей, Возможно – не картавящий. – Возможно, Он будет молча прятаться за всех При каждом резком звуке. Быстро выйдет Из дома, и внутри раздастся смех – Сей персонаж изображать в хламиде. Другие трое будут в сапогах, Но разных – кто в болотных, кто в солдатских. Им – страшно. Тщетно маскируя страх, Упорно выдают себя за штатских. И каждое второе слово – «дождь», И каждое четвертое – «светает». И непонятно, кто в сей группке вождь, Хотя вождя как раз и не хватает, Иначе б не стояли полчаса В нелепых позах четверо прохожих И не косили в стороны глаза, Пытаясь разглядеть чужие рожи.
…Еще одна невнятная деталь Потребует особенной ремарки: В разгаре пьесы лопнет вдруг фонарь, А вход в метро внезапно станет ярким! – Цвет декораций сразу изменить! – Оставить два оттенка – черный, серый – И в это время громко обвинить Того, кто в сапогах, в утрате веры!.. Пожалуй – всё… Внезапно запоет ВЭФ «Спидола», и вновь пойдут помехи. Его владелец вытащит блокнот, Начнет читать стихи – раздастся эхо В такой же ритмике, но ниже на бемоль, И все застынут статуями в нишах. – Звук удаляется, свою исполнив роль, Но слишком долго остается слышен…\
Затем машина образ оборвет – Проедет мимо, повернет направо, Обрызгает водой весь этот сброд. Еврей вздохнет: «О времена, о нравы!»… Всё остальное пусть идет как есть: Высокий всё сосет свою конфету, И невозможно вывески прочесть При огоньке зажженной сигареты.
Поправки кончены! И смысл не искажен. – Теперь играйте – я смотрю из зала. – На бенефис не приглашайте жен, Успех гадателен – гадалка мне сказала. Гадалка напророчила успех Двусмысленно, как греческий оракул. Играйте! – Если вдруг раздастся смех, Пусть – зрителей немного – кот наплакал. Играйте! – Это надобно сыграть Хоть раз – пусть это кто-нибудь увидит! Последствия? – Да мне на них плевать! Аншлага нет. И кто войдет, тот выйдет.
Смешно мне то, что есть на всё цена, Любой пустяк кому-нибудь да нужен! Давайте занавес – какого там рожна! – Не видите – народ спешит на ужин!
Назавтра приходите к нам опять! Мы повторим картину для гурманов! Эй вы, в цветном кашне, кончайте спать! – Здесь театр, а не приют для наркоманов! Сейчас вам в ложу подадут воды И двадцать пять таблеток аспирина – Здесь вам не Патриаршие пруды И правит Парка, а не Прозерпина! Сейчас актеры выйдут на поклон, Вы наконец увидите их лица! Куда же вы? – Я, право, удивлен – Вас так пугает пустота в глазницах? Вы присмотритесь – может, это грим, Оптический обман и светотени? Играет музыка. Толпа кричит «горим!» И – падают. Кто – ниц, кто – на колени.
|