Четверг, 17.07.2025, 07:11
Меню сайта
Категории раздела
Биографии [17]
Биология и химия [1]
Краткое содержание произведений [7]
Рефераты по безопасности жизнедеятельности [1]
Рефераты по биологии [2]
Рефераты по географии [7]
Рефераты по геологии [1]
Рефераты по информатике, программированию [1]
Рефераты по истории [9]
Рефераты по истории техники [3]
Рефераты по культуре и искусству [4]
Рефераты по математике [4]
Рефераты по медицине [9]
Рефераты по менеджменту [4]
Рефераты по москвоведению [1]
Рефераты по музыке [5]
Рефераты по науке и технике [10]
Рефераты по педагогике [3]
Рефераты по политологии [1]
Рефераты по праву [9]
Рефераты по психологии [4]
Рефераты по рекламе [1]
Рефераты по религии и мифологии [5]
Рефераты по сексологии [1]
Рефераты по социологии [2]
Рефераты по физкультуре и спорту [1]
Рефераты по философии [4]
Рефераты по экологии [3]
Рефераты по экономике [5]
Рефераты по эргономике [3]
Рефераты по юридическим наукам [1]
Рефераты по юриспруденции [2]
Сочинения по литературе и русскому языку [23]
Топики по английскому языку [3]
Языкознание, филология [3]
психология, педагогика [8]
Новости [127]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2010 » Март » 30 » Социально-экономические предпосылки градостроительного развития
    05:33
    Социально-экономические предпосылки градостроительного развития

    В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед, Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов

    Темпы роста социально-экономического развития города позволяют в наращиваемых объемах вести жилищное и культурно-бытовое строительство. Правительством Москвы разработаны и утверждены крупномасштабные программы во всех отраслях экономики: Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма, Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения. В соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра, строительство Третьего транспортного кольца, реконструкции пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения и другие.

    Для определения основных макроэкономических показателей разработаны Предпосылки социально-экономического развития столицы. Они включают в себя индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — среднюю арифметическую индексов (индекаторов) условий образования, доходов (валовой региональный продукт) и продолжительности жизни. Этот показатель, повысившийся в результате роста валового регионального продукта, соответствует ИРЧП в зарубежных государствах со средним уровнем экономического развития. Генпланом на перспективу намечено довести его до уровня стран с высокими показателями.

    В 2020 году предполагается: достижение валового регионального продукта на душу населения, сложившегося в развитых странах (25 тыс. долл./чел.); стабилизация численности постоянного населения Москвы на уровне 8,6 — 9,0 млн.чел. (сейчас — 8,5 млн. чел.); увеличение средней продолжительности жизни населения с 68 до 70—78 лет; снижение уровня смертности (в том числе младенческой) с 14,7% (13 — на 1000 родившихся) до западноевропейских стандартов — 8—11% (младенческой до 6—7%); повышение рождаемости с 7,8 до 9,0%, регулирование миграционного прироста населения (50—60 тыс. чел. в год) и временного населения (2,6 —3,2 млн. чел.).

    Результаты социально-экономического развития Москвы с момента разработки Генплана подтвердили точность расчета основных макроэкономических показателей, дающих возможность ожидать рост годового значения ВРП за 2000—2020 годы почти в 4 раза. Однако последствия финансового кризиса сильно скорректировали прогнозные оценки в сторону уменьшения душевого ВРП (реально эта цифра к 2020 году при численности 8,2 млн. чел. составит всего 7,0 тыс.долл. на человека в год, что в 3,5 раза ниже душевого потребления в США в настоящее время).

    Чем большая доля ВРП в виде капитальных вложений будет направлена на выполнение Городского заказа по поддержанию и развитию инфраструктуры Москвы (социальной, инженерной, транспортной, инвестиционно-строительной и институциональной), тем выше эффективность экономики города. Общие годовые объемы капитальных вложений к 2020 году возрастут более чем в 3 раза и достигнут 430 млрд.руб. (в ценах 2000 года).Еще одна составляющая ИРЧП — индекс образования в настоящее время в Москве значительно выше, чем в среднем по стране, и на уровне большинства столиц экономически развитых государств. Это не снимает задачи повышения качества образования в городе, но в большей степени рост ИРЧП в перспективе находится в зависимости от роста ВРП (повышение доходов населения, развитие социальной инфраструктуры, в конечном счете — увеличение продолжительности жизни).

    Максимально возможное раскрытие совокупного потенциала (человеческого, научно-технического, экономического, финансового, инвестиционного) в производстве ВРП определено как важнейшая задача реализации Генплана Москвы. ВРП является результатом функционирования трех взаимосвязанных сфер экономики (социальной, производственной, коммерческо-деловой). Раскрытие совокупного потенциала зависит не только от величины капиталовложений, но и от многих мер, принимаемых в области управления, законотворчества, хозяйственной инициативы и дисциплины. Необходимо определять «узкие места», проводить целенаправленное, адресное и первоочередное инвестирование отраслей и сегментов хозяйственной деятельности, стимулирующих увеличение совокупного спроса.

    Факторами роста ВРП являются важнейшие макроэкономические показатели: формирование и использование трудовых ресурсов, денежных доходов населения; развитие реального сектора экономики, социальной сферы; необходимые объемы и структура финансовых средств и инвестиций. В процессе реализации социально-экономических предпосылок они детализируются и конкретизируются по отраслям и сферам городского хозяйства. Причем важны не столько количественные параметры роста, сколько качественные структурные преобразования. Так, на первый план в инвестиционной сфере вместо традиционного наращивания централизованных капиталовложений выдвигаются поддержание жизнеобеспеченности города на уровне гарантированной безопасности, ликвидация отставания в развитии сфер жизнедеятельности и приоритетное развитие коммерчески выгодных отраслей и сфер экономики. В социальной сфере — существенное увеличение в структуре ВРП потребления отечественных товаров и услуг, значительный рост доходов и заработной платы.

    В Генеральном плане были разработаны предложения по развитию социальной и коммерческо-деловой сферы. К 2020 году намечено увеличить объем социальной сферы в 1,6 раза и коммерческо-деловой в 7 раз; обосновано достижение нормативного местного уровня обслуживания населения по районам города при увеличении его объема в 1,4 раза. Анализ реализации предложений Генплана за прошедший период показывает, что социально-экономическое развитие столицы не всегда совпадает с намеченным градостроительным сценарием.

    Несмотря на ввод детских дошкольных учреждений в новых районах города, в целом по городу происходит сокращение их количества и численности детей в них (2001 г. — 2241 детских дошкольных учреждений на 300,8 тыс. мест, детей в них — 228,8 тыс, в 1997 г. — 350 тыс.мест с учетом ведомственной сети). Эта тенденция идет вразрез с намеченным по Генплану ростом числа детских дошкольных учреждений и их общей площади на 30—40%. За 1990-е годы обеспеченность детей дошкольными учреждениями увеличилась более чем на треть, особенно с 1998 года (на 1000 детей в возрасте 1 — 6 лет мест в детских дошкольных учреждениях в начале 1993 г. — 596, в 1998 г. — 628, 2000 г. — 791), охват детей этого возраста постоянными дошкольными учреждениями составил 60% от общей численности.

    Количество государственных общеобразовательных школ — 1547 (в 1997 г. — 1505), негосударственных — 119. Наблюдается тенденция сокращения общего числа учащихся (в 1997 г. — 1058 тыс., 2001 г. — 997,5 тыс.), особенно в государственных школах. В негосударственных гимназиях, лицеях, колледжах число учащихся растет. Для обеспечения качественного уровня образования к расчетному сроку требуется до нормативной потребности довести строительство школ как в новых, так и в реконструируемых районах города, а также увеличить общую площадь зданий, разуплотнить классы.

    Амбулаторно-поликлинических учреждений в 1997 году было 728, в 2001-м — 739 (мощность сети — 308,7 тыс. посещений в смену), но остается проблема модернизации этого фонда, его разуплотнения для снижения мощности сети на 10—20%. Обеспеченность москвичей амбулаторно-клиническими учреждениями за 1990-е годы увеличилась почти на 10%. Что и намечается в Генплане за счет нового строительства и реконструкции амбулаторно-поликлинических, компенсационного строительства и модернизации больничных учреждений. Генплан предполагает увеличение сети объектов здравоохранения на 20%.Нужно ликвидировать и значительное отставание в развитии объектов культуры и спорта, в формировании местной сети обслуживания в жилых районах. Намечено увеличение капвложений в городские программы строительства аквапарков, горнолыжных склонов, спортзалов, крупных плавательных бассейнов, спортивно-физкультурных оздоровительных центров.

    В отличие от комплекса объектов социальной сферы строительство объектов коммерческо-деловой сферы проводится интенсивно и высокими темпами. Увеличивается обеспеченность населения магазинами и предприятиями общественного питания, торговая площадь возросла с 2,3 млн.м2 (1997 г.) до 3,06 млн.м2 (2001 г.). Свыше 17% розничного товарооборота торгующих организаций приходится на предприятия частной и других негосударственных форм собственности. За 1990-е годы в Москве увеличились почти на четверть число предприятий гостиничного типа, на 50% — их общая (полезная) площадь и почти на пятую часть — их единовременная вместимость. Проведение модернизации и реконструкции сети гостиниц определяет небольшое увеличение их общей площади при некотором сокращении вместимости (за счет улучшения комфорта). Однако достижение планируемых к 2020 году показателей требует привлечения значительных инвестиций в эту сферу.

    В соответствии с отраслевыми схемами и градостроительными планами развития территориальных округов разработаны планы строительства крупных торговых объектов, стационаров здравоохранения, общеобразовательных школ, объектов физкультуры и спорта, развивается гостинично-туристский комплекс, формируются туристско-рекреационные зоны (к примеру, зона «Золотое кольцо Москвы», включающая Кремль, Китай-город и созвездие центральных исторических ансамблей вокруг них).

    Качественно новые задачи теперь стоят и перед производственной сферой. Основное направление — создание наукоемких экологически чистых производств. Уже начата реструктуризация производства, выпуск конкурентоспособной продукции, формирование системы рабочих мест, ориентированных на эффективное использование квалифицированных кадров, обеспечивающих реальную занятость населения с высоким уровнем оплаты труда. После относительно длительного периода падения объемов промышленного производства наметилось оживление промышленной продукции (в % к предыдущему году: 1992 г. — 77, 1997 г. — 99, 1998 г. — 102, 1999 г. — 114). Год от года растет коэффициент обновления основных фондов (ввод в действие за 1992 г. — 3,2, 1997 г. — 2,8, 1999 г. — 6,0), так как велик их моральный и физический износ (47,4% к 2000 г.). За 1990-е годы резко сократилась занятость в промышленности (в % от общей численности занятых в экономике в каждом конкретном году: 1992 г. — 22, 1997 г. — 15, 1999 г. — 14), а также в науке и научном обслуживании (1992 г. — 17, 1997 г. — 11, 1999 г. — 8), в образовании, культуре, искусстве. Во всех других отраслях занятость увеличилась, особенно сильно — в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовках (1992 г. — 10, 1997 г. — 15, 1999 г. — 19) и общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка (1992 г. — 1, 1999 г. — 5).

    Численность трудовых ресурсов Москвы по наиболее вероятным вариантам прогноза составит к 2020 году 5,8—6,2 млн. человек, основные источники их формирования — население в трудоспособном возрасте и трудовые маятниковые мигранты из Московской области (роль последней составляющей будет постепенно, по мере развития социально-экономического потенциала региона, снижаться). Продолжится перестройка отраслевой структуры занятости (в сфере материального производства сократится на 7—10%, в непроизводственных отраслях увеличится на 28—30%). Общее количество рабочих мест к 2020 году вырастет до 4,9—5,4 млн., в основном в социальной и коммерческо-деловой сфере и науке, а сократится — в промышленности и строительстве.

    Основные направления развития науки — активизация ее роли в решении важнейших социальных и экономических задач, сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала. В государственном заказе необходимо предусматривать целевые бюджетные ассигнования на реструктуризацию научных организаций, развитие рыночной инфраструктуры науки, сохранение уникальных научных установок. Непременным условием возрождения научной сферы должна стать ее тесная связь с промышленным комплексом.

    Основными критериями развития высшей школы является сохранение и упрочение ее приоритета, создание материально-технической базы, соответствующей мировым стандартам (обеспеченность учебными площадями, общежитиями, спортивными сооружениями, объектами соцкультбыта). Намечается увеличение численности студентов дневного отделения вузов и аспирантов на 2—3%.

    В основе предложений по взаимосвязанному градостроительному развитию города Москвы и Московской области лежат положения, зафиксированные в федеральном законе «О статусе столицы Российской Федерации» (15.04.1993 г.), Уставе города Москвы и Уставе Московской области. Устав города Москвы в статье 90 закрепляет отношения органов власти города с органами власти области, которые строятся «с учетом общности интересов жителей Москвы и Московской области, осуществляющих свою жизнедеятельность в едином регионе». Устав дополняет совместно осуществляемые функции определением порядка использования лесопаркового защитного пояса города Москвы и водоохранных зон и обеспечением жителей Москвы садовыми участками и дачами, развитием коллективного садоводства и огородничества.

    Реализация совместных интересов развития Москвы и Московской области обеспечивается путем договоров и соглашений между Правительством города и администрацией области по следующим направлениям: социальная политика, экономическая сфера, охрана окружающей среды и землепользование, сохранение историко-культурного наследия, вопросы связи и информационного обмена, вопросы общественной безопасности, управления. Она направлена на достижение благоприятных условий для населения всего региона.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/


    Категория: Рефераты по москвоведению | Просмотров: 229 | Добавил: crievereso | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0