Чтение Псалмов на сегодня: Недельная глава Торы с комментарием Раши (Хумаш)
Шмини Первый день Глава 9 1. И было, на восьмой день призвал Моше Аарона и его сынов и старейшин Исраэля.
и было, на восьмой день. (На восьмой день) уполномочения. (Этот стих следует рассматривать в связи с последними стихами предыдущей главы, где Аарону и его сынам повелевалось не покидать шатер собрания на протяжении семи дней; см. 8, 33–35.) Это новомесячие нисана, когда была возведена скиния (см. Раши к Шмот 40, 29), и он (этот день) получил десять венцов (был десять раз отличен в качестве первого как первый день недели, первый день священнослужения, первый день нисхождения небесного огня на жертвенник, первый для отсчета месяцев, первый для запрета «бамот» — частных жертвенников, первый день пребывания Шехины в среде народа Исраэля; день, когда впервые священнослужители благословили народ), — как разъясняется в Седер олам. [Сифра; Шабат 87б].
и старейшин Исраэля. (Призвал их), чтобы сообщить им, что по речению (Превечного) Аарон вступил (в Святилище) и совершает служение в качестве первосвященника, чтобы не сказали, будто он вступил по собственному почину.
2. И сказал он Аарону: Возьми себе молодого тельца в очистительную жертву и овна во всесожжение, без порока, и принеси пред Г-сподом.
возьми себе (для себя) тельца. (Это имеет целью) сообщить, что Святой, благословен Он, Сказал ему Моше посредством этого тельца дарует ему искупление за совершенное им с (золотым) тельцом [Сифра; Танхума]. 3. И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и агнца, по первому году, без порока, во всесожжение.
4. И быка и овна в мирную жертву, чтобы принести жертву пред Г-сподом, и хлебное приношение, смешанное с елеем; ибо сегодня Г-сподь явит Себя вам.
ибо сегодня Г-сподь явит Себя вам. Чтобы Его Шхине пребывать над делами ваших рук, поэтому эти жертвоприношения являются обязательными для этого дня [Сифра].
5. И взяли (с собой) то, что повелел Моше, пред шатер собрания; и приблизились они, вся община, и стали они пред Г-сподом.
6. И сказал Моше: То, что повелел Г-сподь, исполните, и явит себя вам слава Г-сподня.
7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику и соверши очистительную жертву твою и твою жертву всесожжения, и искупи себя и народ, и соверши жертву народа, и искупи их, — как повелел Г-сподь.
подступи (подойди) к жертвеннику. Потому что Аарон пребывал в смятении и не решался приблизиться. Сказал ему Моше: «Почему ты смущен? Ведь для этого ты избран!» [Сифра].
твою очистительную жертву. Молодого тельца (см. 9, 2).
и твою жертву всесожжения. Овна (см. 9,2).
жертву народа. Козла, и тельца, и агнца (см. 9,3). Везде, где сказано «телец» (без уточнения, это относится к животному) по первому году; и отсюда выводишь ты (это правило) [Сифра; Рош а-Шана 10а].
8. И подступил Аарон к жертвеннику, и заколол тельца очистительной жертвы, который ему (принадлежит).
9. И поднесли сыны Аарона кровь к нему, и обмакнул он свой перст в кровь, и возложил на роги жертвенника, а кровь (оставшуюся) вылил к основанию жертвенника.
10. А тук и почки, и перепону с печени от очистительной жертвы воскурил он на жертвеннике, — как повелел Г-сподь Моше.
11. А мясо и кожу сжег на огне за пределами стана. а мясо и кожу... Мы не находим, чтобы сожжению подлежала внешняя очистительная жертва (кровью которой кропили на внешний жертвенник), исключение составляет эта (очистительная жертва, а также жертва) уполномочения. И все это по речению (Превечного) (см. Раши к Шмот 29,14).
12. И заколол он жертву всесожжения; и подали сыны Аарона ему кровь, и он окропил ею жертвенник вокруг.
и подали. Означает поднесение и предложение.
13. И жертву всесожжения подали ему по ее частям и (также) голову, и воскурил он (это) на жертвеннике.
14. И омыл он внутренности и голени, и воскурил сверх всесожжения на жертвеннике.
15. И подвел жертву народа, и взял он козла очистительной жертвы, который народу (принадлежит), и заколол его, и совершил им жертвоприношение очистительное, как первым.
и совершил им жертвоприношение очистительное. Поступил с ним по установлению об очистительной жертве.
как первым. Как своим тельцом («первый» относится к первому жертвоприношению этого дня, см. 9, 8).
16. И подвел он жертву всесожжения, и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению.
и совершил он ее (жертвоприношение) по установлению. Как разъясняется применительно к доброхотному всесожжению в «И воззвал» [Бейца 20а].
Псалмы Давида (Теилим) Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи. В дни, когда не говорят Таханун, после молитвы произносят 20-ю главу:
Псалм № 20.
(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек1. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Царь да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.
1 Оно будет принято всегда (Мецудат Давид). Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:
Псалм № 109.
(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Б-г славословия моего, не молчи! (2) Ибо уста злодея, уста коварные отверзлись на меня, говорят со мною языком лжи. (3) Окружили меня словами ненависти, воюют против меня без причины. (4) За любовь мою они ненавидят меня, а я молюсь1. (5) Воздали мне злом за добро, ненавистью — за любовь мою. (6) Поставь над ним злодея2, обвинитель пусть стоит по правую руку его. (7) Когда будет судиться, выйдет виновным, молитва его промахнется. (8) Дни его будут кратки, назначение его достанется другому. (9) Дети его станут сиротами, жена его — вдовой. (10) Скитаться будут сыны его и спрашивать, допытываться будут о развалинах их. (11) Захватит заимодавец все, что есть у него, чужие расхитят труд его. (12) Не будет благоволящего ему, не будет сострадающего у сирот его. (13) Потомство его будет обречено на погибель, имя их изгладится в следующем роде. (14) Будет помянут пред Б-гом грех отцов его, грех матери его не изгладится. (15) Будут всегда они пред Б-гом, истребит Он с земли память о них. (16) За то, что он не помнил проявлять милосердие, преследовал человека бедного и нищего, разбитого сердцем, чтобы умертвить его. (17) Возлюбил проклятие — оно придет на него, не возжелал благословения — оно удалится от него. (18) Он облекся проклятием, как одеждой, войдет оно, как вода, вовнутрь его, как масло — в кости его. (19) Будет оно ему, как одежда, в которую он укутывается, как пояс, которым он всегда опоясывается. (20) Таково [воздаяние] за деяния преследователей моих от Б-га и говорящих злое на душу мою. (21) Ты же, Б-г, Г-сподь мой, со мной твори ради имени Твоего, ибо хорошо милосердие Твое — избавь меня. (22) Ибо я беден и нищ, и сердце мое убито во мне. (23) Как тень уклоняющаяся хожу я, гоним я, как саранча. (24) Колени мои изнемогли от поста, тело мое лишилось тука. (25) Стал я для них посмешищем: увидев меня, кивают головами своими. (26) Помоги мне, Б-г, Всесильный мой, спаси меня по милосердию Твоему, (27) чтобы знали что Твоя это рука, что Ты, Б-г, совершил это. (28) Они будут проклинать, а Ты благословишь, они восстанут, но будут пристыжены, а раб Твой возрадуется. (29) Облекутся преследователи мои бесчестьем, как одеждою, покроются стыдом своим. (30) А я буду благодарить устами моими Б-га беспредельно, в среде многих прославлять Его. (31) Ибо Он стоит по правую руку нищего, чтобы спасти [его] от судящих душу его.
1 За них (Мецудат Давид).
2 Такого, как он сам (Мецудат Цийон). Речь идет о Доэге-эдоми-тянине, главном преследователе Давида (Радак). Чтение Псалмов на сегодня:
Псалм № 97.
(1) Б-г царствует! Да возрадуется земля! Да возвеселятся многие острова! (2) Облако и мгла окружают Его, правда и правосудие — основание престола Его. (3) Пред Ним огонь шествует, вокруг сжигает врагов Его. (4) Молнии Его осветили вселенную, увидела земля и затрепетала. (5) Горы, словно воск, растаяли пред ликом Б-га, пред ликом Владыки всей земли. (6) Небеса возвестили правду Его, все народы увидели славу Его. (7) Стыдятся все, кто служит истуканам, хвалятся никчемными [идолами]. Поклонитесь Ему, все силы1. (8) Услышал Сион и возвеселился, радовались селения Иудеи правосудию Твоему, о Б-г. (9) Ибо Ты, Б-г, высок над всей землей, превознесен над всеми силами. (10) Любящие Б-га, ненавидьте зло! Хранит Он души праведников Своих, от руки злодеев избавляет их. (11) Свет посеян2 для праведника, для честных сердцем — радость. (12) Радуйтесь, праведники, о Б-ге и прославляйте память святыни Его!
1 Силы природы, воинства небесные обожествляются язычниками, но они сами подчиняются единому Б-гу. Эти силы поклонятся Б-гу за Его справедливый суд над идолопоклонниками (Мецудат Давид).
2 Свет «посеянный» произрастет, а урожай будет во много раз больше, чем количество посеянного (Мецудат Давид, Раши). Псалм № 98.
(1) Песнь. Воспойте Б-гу новую песнь, ибо чудеса совершил Он. Его десница, мышца святости Его помогла Ему. (2) Возвестил Б-г помощь Свою, перед глазами народов открыл Он справедливость Свою1. (3) Помянул Он милосердие Свое и верность Свою дому Израиля. Все края земли увидели спасение Всесильного нашего. (4) Трубите Б-гу, вся земля, ликуйте, пойте, играйте! (5) Играйте Б-гу на арфе, на арфе вместе с голосом пения. (6) На трубах и звуках рога трубите пред ликом Властелина — Б-га. (7) Пусть громко рокочет море и [существа], наполняющие его, вселенная и жители ее, (8) реки рукоплескать будут, вместе горы ликовать будут (9) пред Б-гом — ибо Он пришел землю судить. Он будет судить вселенную правдой, народы — справедливостью.
1 Сначала известил через пророков о наступающем мессианском Избавлении, а теперь, когда оно пришло, Он открыл перед глазами всех народов справедливость Свою (Мецудат Давид). Псалм № 99.
(1) Б-г царствует — трепещут народы!1. Пред Тем, Кто поместил [Шхину Свою между] крувим, [что на Ковчеге завета], содрогается земля! (2) Б-г в Сионе велик, высок Он над всеми народами. (3) Будут славить имя Твое, великий и грозный: «Свят Он!» (4) И мощь царя [в том, что] он любит правосудие. Справедливость Ты утвердил2, правосудие и справедливость в Яакове Ты сотворил. (5) Превозносите Б-га, Всесильного нашего, поклоняйтесь подножию Его: «Свят Он!» (6) Моше и Аарон из священнослужителей и Шмуэль из призывающих имя Его взывали к Б-гу, и Он отвечал им. (7) В столпе облачном говорил Он к ним. Они хранили Его заповеди и закон, [который] Он дал им. (8) Б-г, Всесильный наш! Ты отвечал им, Ты был для них Б-гом прощающим и карающим за проступки их3. (9) Превозносите Б-га, Всесильного нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Б-г, Всесильный наш.
1 Речь идет о войне Гога и Магога (Раши).
2 Речь идет о судебных компромиссах и законах, внедряющих мир между людьми, например: «Если ты увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Шмот, 23:5) (Раши).
3 В этом Твое правосудие: даже самым выдающимся священникам и пророкам, которым Ты постоянно отвечал, прощая грехи Израиля, Ты, тем не менее, не простил их прегрешения (Мецудат Давид). Псалм № 100.
(1) Песнь благодарения1. Восклицайте Б-гу, вся земля! (2) Служите Б-гу с радостью, приходите к Нему с песнопением! (3) Познайте, что Б-г — Всесильный, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. (4) Входите во врата Его с благодарением, во дворы Его — с хвалою. Благодарите Его, благословляйте имя Его, (5) ибо Б-г добр: милосердие Его вовек, вера Его из поколения в поколение.
1 Эту песнь читает человек, который приносит жертву благодарения в Храме за чудесное спасение, которое было послано ему (Мецудат Давид). Псалм № 101.
(1) Давида песнь. Милосердие и суд буду петь, Тебя, Б-г, буду воспевать1. (2) Буду размышлять о пути непорочном: «Когда же он откроется мне?»2. Буду ходить в непорочности сердца моего посреди дома моего3. (3) Не поставлю пред глазами моими вещи мерзкой, делать извращенное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. (4) Сердце извращенное да будет удалено от меня, зла не хочу знать. (5) Того, кто тайно клевещет на ближнего своего, уничтожу; высокомерного взглядом и надменного сердцем не потерплю. (6) Глаза мои [обращены] к верным земли, чтобы они пребывали при мне. Тот, кто ходит путем непорочности, — тот будет служить мне. (7) Не будет жить в доме моем обманщик, говорящий ложь не устоит пред глазами моими. (8) По утрам буду уничтожать всех злодеев земли, чтобы искоренить из города Б-га всех творящих беззаконие.
1 Независимо от того, будешь ли Ты поступать со мною по милосердию или по строгому суду, я буду воспевать Твое имя и не буду сомневаться в правильности Твоих мер (Мецудат Давид).
2 Автор песни выражает страстное желание скорее ступить на путь духовного совершенства, спрашивая, когда, наконец, предоставится ему возможность исполнить такую заповедь (Мецудат Давид).
3 Внутри дома, скрытно (Мецудат Давид). Псалм № 102.
(1) Молитва бедного, когда он унывает и пред Б-гом изливает печаль свою. (2) Б-г! Услышь молитву мою, вопль мой да придет к Тебе! (3) Не скрывай лика Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое, в день, [когда] воззову, скоро услышь меня! (4) Ибо дни мои исчезли, как дым, кости мои обожжены, словно в очаге. (5) Побито, иссохло, как трава, сердце мое, ибо забыл я есть свой хлеб. (6) От голоса стенания моего кости мои слиплись с плотью моей1. (7) Я уподобился сове пустыни, стал как филин на развалинах. (8) Тороплюсь убежать, стал я, как одинокая птица на кровле. (9) Целый день поносят меня враги мои, смеющиеся надо мною клянутся мною2. (10) Ибо я ем пепел, как хлеб, питье мое растворяю слезами. (11) От гнева Твоего, от негодования Твоего, ибо Ты поднял меня и бросил. (12) Дни мои подобны тени на склоне, иссох я, как трава. (13) Ты же, Б-г, вовек пребываешь, память о Тебе из поколения в поколение. (14) Восстань же, сжалься над Сионом! Ибо пора миловать его, ибо время настало. (15) Ибо рабы Твои возжелали камни его, прах его любят. (16) Дабы боялись народы имени Б-га, все цари земные — славы Твоей. (17) Когда Б-г восстановит Сион, явится во славе Своей. (18) Обратится Он к молитве разбитого, не презрит мольбы его. (19) Это будет записано для последнего поколения, чтобы народ новый славил Б-га. (20) Ибо взглянул Он с вершины святости Своей, Б-г с небес посмотрел на землю, (21) чтобы услышать стенание узников, освободить смертников, (22) чтобы возвещали в Сионе имя Б-га, славословие Его — в Иерусалиме, (23) когда соберутся народы вместе, царства — для служения Б-гу. (24) Изнурил [враг] на пути силы мои, сократил дни мои. (25) Я же говорю: «Всесильный мой! Не забирай меня [к Себе] в половине дней моих. Ты, лета Которого — веки веков. (26) Вначале Ты землю основал, и небеса — творение рук Твоих. (27) Они пропадут, но Ты останешься. И все они, словно платье, обветшают. Как одежду, сменишь Ты их, и они пройдут. (28) Но Ты — все Тот же [останешься], и лета Твои не кончатся. (29) Сыны рабов Твоих пребудут, потомство их утвердится пред Тобою».
1 От стенания так исхудал я, что кажется, будто кожа прилипла к костям (Мецудат Давид).
2 Когда клянутся, они говорят: «Если я это сделал, то да буду я, как несчастные евреи» (Мецудат Давид). Псалм № 103.
(1) [Песнь] Давида. Благослови, душа моя, Б-га, все внутренности мои — имя святости Его. (2) Благослови, душа моя, Б-га, не забывай благодеяний Его. (3) Того, Кто прощает все грехи твои, исцеляет все недуги твои. (4) Того, Кто избавляет от погибели жизнь твою, окружает тебя милосердием и благостью. (5) Того, Кто насыщает благами уста твои; обновляется, подобно орлу, юность твоя. (6) Б-г творит справедливость и правосудие всем обиженным. (7) Он поведал пути Свои Моше, сынам Израиля — творения Свои. (8) Милосерден и добр Б-г, долготерпелив и многомилосерден. (9) Не вечно Он негодует и не вовек взыскивает. (10) Не по прегрешениям нашим поступил Он с нами, не по грехам нашим воздал нам. (11) Ибо, как небеса возвышаются над землею, так превозносится милосердие Его над боящимися Его. (12) Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши. (13) Как отец жалеет сынов, так жалеет Б-г боящихся Его. (14) Ибо Он знает нрав наш, помнит, что мы — прах. (15) Дни человека подобны траве [увядающей]; как цвет полевой, так он цветет. (16) Стоит ветру пройти по нему — и нет его, и место его уже не узнает его. (17) Но милосердие Б-га — из века в век над боящимися Его, и справедливость Его на детях детей, (18) хранящих союз Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. (19) Б-г в небесах утвердил престол Свой, царство Его всем обладает. (20) Благословите Б-га, посланники Его, сильные богатыри, исполняющие слово Его, повинуясь голосу слова Его1. (21) Благословите Б-га, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; (22) благословите Б-га, все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Б-га!
1 Они исполняют Его слово не для того, чтобы получить вознаграждение, а только повинуясь голосу слова Его. В этом вся цель их существования (Мецудат Давид). Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.
Тания Книга Тания приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.
20 Нисана Но сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «Человек никогда не должен отделять себя от всех остальных». Поэтому намерением должно быть единение и приверженность к Нему источника своей Божественной души и источника душ всех евреев, и это дыхание уст Его, благословенного, называемое Шхина, ибо она почиет шохенет и облекается во всех мирах, дабы их оживлять и поддерживать их существование. Именно она сообщает ему ту силу речи, с помощью которой он произносит слова Торы, или ту силу действия, которая необходима для исполнения определенной заповеди. И это единство происходит привлечением света — Эйн Соф — Всевышнего, благословен Он, вниз, через изучение Торы и исполнение заповедей, в которые он облечен. Человек должен вознамериться привлечь свет Его, благословенного, к источнику своей души и душ всех евреев для их единения с Ним. И как далее приводится подробное объяснение о том, что собой представляет это единение, смотри там. Таков смысл слов: «Для единения Святого, благословен Он, и Его Шхины во имя всего Израиля»*.
* Примечание. Тем самым также категории Суда смягчаются категориями милосердия, что происходит само собой при взаимовключении сфирот и их единении через раскрытие высшего желания Его, благословен Он, раскрывающегося наверху под влиянием пробуждения снизу, то есть раскрытия Его внизу в изучении Торы и исполнении заповедей, а они — Его, благословенного, желание. И как говорится в «Идра раба» и в «Мишнат хасидим», трактат «Арих Анпин», гл. 4, что 613 заповедей Торы проистекают от белизны Великого Лика (Арих Анпин), то есть высшего желания, источника категорий милосердия.
Календарь «День за днем» (а-Йом йом)
Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе ШЛИТА Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.
20 Нисана Пятый день Омера.
Однажды рабби Хаим-Авраам (сын Алтер ребе) вошел к Мителлер Ребе в праздник Песах, чтобы сказать «Гут Йом-Тов», и рассказал тогда — рабби Хаим-Авраам — что Алтер ребе сказал:
- В Песах не следует одному предлагать другому еду и питье, но самому взять — можно.
Рамбам, «Книга заповедей» В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.
Урок 319 280-я заповедь «не делай» — запрещение судье вершить несправедливый суд в отношении герое и сирот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не суди превратно ни гера, ни сироты» (Дварим 24:17).
Мы уже разъясняли, что судья, вершащий несправедливый суд по отношению к любому еврею, преступает запрет, выраженный в Его речении «Не совершайте несправедливости на суде» (Ваикра 19:15). А тот, кто вершит несправедливый суд над гером, преступает одновременно два запрета Торы.
В Сифри (Ки теце) объясняется: «Не суди превратно ни гера, ни сироты» — отсюда мы учим, что судья превратно судящий гера, преступает этим два запрета Торы, а если гер к тому же и сирота — то три запрета».
177-я заповедь «делай» — повеление, обращенное к судьям, обеспечивать равноправие сторон в суде и выслушивать каждую из сторон, независимо от того, пространны или кратки ее речи. И об этом Его речение: «По справедливости суди ближнего своего» (Ваикра 19:15). И объясняется в Сифре (Кедошим): «Не должно быть так, что одна сторона высказывается вдоволь, а второй говорят: „Покороче“, и это правило — одно из проявлений этой заповеди».
И это повеление подразумевает также, что каждому, кто в этом сведущ, заповедано судить судом Торы (даже в одиночку), если обе стороны согласились разбирать дело у него. Ведь ясно сказано (Санедрин 3а): «Согласно Торе, и один может судить своего ближнего, как написано: „По справедливости суди своего ближнего“».
И это повеление подразумевает также, что человек обязан судить о своем ближнем с лучшей и доброй стороны, истолковывая его поступки и слова ему в заслугу (лехаф зхут).
Содержание этого повеления разъясняется в многочисленных местах, рассеянных по Талмуду.
276-я заповедь «не делай» — запрещение судье выносить оправдательный приговор из страха перед преступником. Но судья обязан выносить приговор, невзирая на ущерб, который может принести ему подсудимый. Всевышний, да будет Он превознесен, сказал: «Не страшитесь человека, ибо суд — от Всевышнего» (Дварим 1:17).
И сказано в Сифре: «Чтобы не подумал судья: „Я боюсь, как бы этот человек не убил моего ребенка, как бы он не поджег мой стог, как бы он не вырубил мои саженцы“, — Тора говорит: „Не страшитесь человека“».
274-я заповедь «не делай» — запрещение судье принимать подарки от тяжущихся сторон, даже если он судит по справедливости. И об этом Его речение: «И взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает речи праведных» (Шмот 23:8). Этот запрет повторен почти в тех же выражениях: «И не принимай взяток, ибо взятка ослепляет мудрых и извращает речи праведных» (Дварим 16:19).
В Сифри (Шофтим) разъясняется: «„И не принимай взяток“ — даже чтобы оправдать невиновного и приговорить виновного к наказанию».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Санедрин (76-8а).
|