Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою.О генезисе Петрова поста
Совсем уж раскольническая "Русская народная линия" имитирует научную полемику со мной.
Почему
я так резко говорю об этом сайте? Потому что его политика – это
индустрия страха. Это бесконечное запугивание самих себя и своих
читателей. Это постоянное провоцирование волн ненависти,
подозрительности и осуждения. Вот и в этом случае из-за повторения
апостольского принципа «ядущий да не осуждает неядущего» (и наоборот)
эта полицейская линия стала провоцировать своих собеседников и
читателей на крайне раздраженные комментарии. Они даже не поняли, что
своей волной осуждения и возмущения они нарушили столь якобы ценимый
ими пост в гораздо большей степени, чем человек, который просто кушал в
эти дни сосиски.
Итак:
http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/diakon_vladimir_vasilik_andrej_vospolzovalsya_destruktivnym_i_moshennicheskim_sposobom/ Отец Владимир, что за издевательский тон? «Он
такой просветитель-популяризато>р-журналист, и, наверное, ему некогда
учиться. Допускаю, что в библиотеке Духовной Академии руки у него до
Скабалановича не дошли, но в 1995 году Михаил Скабаланович был
переиздан». Именно читаный и чтимый мною Скабалланович (с двумя л) и
дает информацию о том, что петров пост – установление отнюдь не
апостольских времен. «Кроме среды и пятницы и пасхального поста других
постов еще не существовало» – это о 3 веке (стр 123) Вот цитируемые
им Египетские каноны 3 века: «не может вмениться пост тому, кто не
воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто
болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере
постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою.
Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда
узнает его, свой пост отложит на после 50-цы (у Скабалановича с. 127) Там же можно встретить ту же мысль в изложении св. Ипполита Римского: «Никто
на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому
пост на засчитывается. Если же кто будучи в плавании или по другой
необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за
прошедший пост после Пятидесятницы» (см. также: св.Ипполит Римский.
Апостольское предание. // БТ-5. М.,1970. с.293. При этом этот же
памятник продолжительность пасхального поста определяет всего в два
дня. Соответственно, во весь период 50-цы считался невозможным пост по
средам и пятницам. В 3 веке и в принципе не могло быть никакого
«петрова поста», схожего с нашим, по той причине, что в то время в
Церкви еще не было практики многодневных постов (о чем см. в статье
священномуч. Илариона Троицкого «Пост и постное»). Так что Петров
пост – это пост а) поздний, не-апостольского происхождения б)
факультативный в) компенсаторный – для тех, кто не постился перед
Пасхой. В 4-5 веках в Иерусалимской церкви, по словам аквитанской
паломницы, «со следующего дни 50-цы все постятся по обычаю, как во весь
год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные»
восстанавливается и обычное богослужение. «После нее (50-цы) одну
седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием
и постились после послабления», предписывают Апостольские
Постановления. Т.о. теперь же получил начало Петров пост, в качестве
торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной
отмены их (с. 296). Диакон Владимир справедливо усматривает фиксацию
зарождения традиции петрова поста в «Апостольских постановлениях»:
««После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо,
что вы и веселились о даре Божием и постились после послабления»,
предписывают Апостольские постановления. Это 5 Книга Апостольских
постановлений, глава 19». На самом деле это глава 20, но дело не в
этом. Открыв «Православную энциклопедию», можно убедиться в том, что
сам текст «Апостольских постановлений» сегодня не считается ни
апостольским, ни даже имеющим отношение к Клименту Римскому, ни к 3
веку, а составлен он неким антиохийским арианином около 380 года. Ну,
и насчет квадризимитов. "Мы, согласно преданию апостолов, соблюдаем
один 40-дневный пост, они устраивают три 40-дневных поста в год, как
если бы три Спасителя пострадали" (Иероним. Маркеллу. Послание 39 //
Творения ч.1. с. 215). Диак. Владимир решил попенять мне за мою
ненаучность. Но научно ли вообще разражаться статьей по поводу
телепередачи, которую он сам не видел и основываться лишь на чьем-то
пересказе? А если бы он видел передачу, то знал бы, что в ней я говорил
именно о 3 веке и цитировал выше приведенные тексты… Знал бы, что я
говорил о том, что "копился аскетический духовный опыт Церкви", а не
"всяческий духовный опыт". Что же касается обвинения меня в
протестантизме – это не очень адекватно: пересказывать мне главу
«История после Христа: растрата или накопление» из моей же книги
«Протестантам о православии». Надеюсь, у ученого диакона Владимира нет
сомнения в том, что хотя бы эту книжку я прочитал.
+ + +
Просто в подборку суждений на эту тему:
http://www.pravpost.org.u>apage.php?id=198
Святейший Патриарх Сербский Павел Пост в Православной Церкви (Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»)
ВОПРОС:
От священников я слышал, что для Всеправославного Собора, который
должен состояться как Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной
Церкви доверено разработать тему «Согласование церковных определений о
посте с требованиями современной эпохи». В разработке этой темы,
говорят, участвовали и Вы. Но среди верующих ходят слухи, что в связи с
этим Вы предложили некоторые из существующих постов отменить, некоторые
сократить, а в некоторых разрешить «пост на молочной скоромной пище».
Ради выяснения истины в этом деле, надеюсь, что Вы ответите на данный
вопрос.
ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет назад я, по
поручению Священного архиерейского синода, разрабатывал тему с
вышеупомянутым названием. Сохранение неизменным того, что Церкви
как неизменное передано, не означает мертвенности, окаменелости,
поскольку способ изложения неизменных истин в новое время может и
должен быть новым, а также их введение в жизнь всегда означает «новую
тварь», облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор. 5, 17;
Еф. 4,24).
Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная
для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта
сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во
время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на
протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост,
самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не
всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что
некоторые этот пост соблюдают "один день, некоторые два, некоторые еще
больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой
день". Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост
начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в
субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине
ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой
Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е
Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой
четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года
4 .
Точно так же было и с тремя остальными многодневными
постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют
сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха
Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов,
Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон,
Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней,
"ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи" 5 . Об
Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в
Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ
века.
Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не
существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые
соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером
ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в
девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из
такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д. На
основании этих принципов я в упомянутой работе сделал заключение, что
позиция Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе по
вопросу поста должна быть такой:
1. Пост – это божественное установление и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не может быть споров.
2.
Церковь Христова как "столп и утверждение истины" всегда была вправе
принимать общеобязательные решения о продолжительности постов, равно
как и о пище, которая в постные дни может употребляться.
3. Пост
в среду и пятницу, засвидетельствованный во времена самой глубокой
христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м Апостольским
каноном и утвержден авторитетом VI Вселенского собора 10 , остается
безусловно и далее.
4. Великая четыредесятница, также
предписанная 69-м Апостольским каноном, остается безусловно в целости:
первая седмица – без елея , а также Великая 11 . В остальные седмицы:
среда и пятница без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и
воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для
монашествующих употребление рыбы должно остаться так, как было доныне –
соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или
какую-то иную.
Разумеется, для больных, для беременных и
кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые работы и для
престарелых, пусть остается так, как предусмотрено сейчас – елей и
рыба.
1. Учитывая, что еще в ХІІ веке Рождественский и
Апостольский посты были короче, что церковнославянский Типикон
указывает, как некоторые Уставы предписывают начало Рождественского
поста 10 декабря 12 , а также в Х V веке и 20 декабря, при том, что
никакое общеобязательное решение Церковью о продолжительности этих
постов не принималось, то если такой вопрос будет поставлен, считаю,
что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост
длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть останется таким,
каков есть, с разрешением елея, как это сказано о Великом посте. Для
монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас, и отно c и
тельно пищи.
2. Поскольку Шестой вселенский собор выразил
православную точку зрения, что в пост не могут употребляться сыр и
яйца, считаю, что при всем этом необходимо остаться, в противном случае
это бы означало, что Вселенский собор принял ошибочное решение и что
Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его исполняя. А это бы
идейно и практически означало уклонение от православной позиции, с чем
клир, монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.
3.
В связи с тем, что сейчас распространенным стало крещение взрослых,
следовало бы, конечно же, и для таких случаев установить обязательный
пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто принимает
крещение, для священника, который совершает крещение, а также для
родственников и знакомых крещаемого, если они этого хотят.
4.
Что касается тяжелобольных, особенно в случаях болезней, когда нельзя
употреблять пищу иную, нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например,
после операций на желудок, кишечник и др., если такие операции должны
быть сделаны во время поста – считаю, что здесь не будет неуместной
аналогия с грудными детьми, которые питаются материнским молоком и
физиологически не могут принимать иную пищу, так что от них и
невозможно требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви следовало
бы занять позицию, чтобы таких больных освободить от поста, пока не
выздоровеют. Без желания быть «строже, чем закон, правильнее, чем
правила и больше, чем заповеди» (святой Григорий Богослов), а также и
милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по данному вопросу следовало
бы принять определенное решение ради успокоения совести и верующих, и
врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час смерти нельзя
позволять никому оскоромиться, то есть употреблять мясо, все-таки
является мнением, которое нигде не подтверждено прямым решением Церкви.
То
же самое относится и к отдельным категориям работающих в химической
промышленности , где необходимо ежедневное употребление молока с целью
предохранения от отравления.
1. Нужно бы также рассмотреть
вопрос о посте военнослужащих и участников военных действий. Ясно, что
они не могут продолжительное время поститься из-за своеобразных условий
жизни даже в состоянии мира. Считаю, что после краткого, в два-три дня,
поста они могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно
постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую Пятницу и
Великую Субботу.
2. Я придерживаюсь также мнения, что следовало
бы принять определенное решение, с какого возраста надо поститься детям
– конечно же, смягченным постом, с употреблением елея и рыбы.
Вот
какова позиция, изложенная мною в работе о посте, на упомянутую тему,
для Великого Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни
слова об отмене каких-то постов, а тем более о разрешении поста «на
белых (молочных) продуктах», чего Православная Церковь никогда не
знала. Думаю, что люди, приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали
это не злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя представить
единственными охранителями Православия, а по причине неосведомленности
либо легковерности.
Октябрь 1984 г.
Перевод с сербского Ивана Чароты
1. См. : Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94.
2. Слово о посте… // Творения… С.- Петербург, 1981. Т. ІІ. С.82.
3. Там же. С. 77.
4. Ср.: Гласник, 1976. С.13.
5.
Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV . С. 488. «Ежели кто постится и
более семи дней, – продолжает Валсамон, – пред праздником Святых
апостолов и перед Рождеством Христовым, будь то постится добровольно,
будь то по предписанию ктиторского Типикона, не посрамится".
Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней,
пожалуй, пришли прежде всего в отдельных монастырях, по предписанию
ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ. Но еще Григорий
Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский
пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а
некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки
мелети пери тон диатетагменон нистион. Атина, 1956. С.12).
6. Ср.: Гласник, 1976. С.14.
7.
Разумеется, это наказание предусматривалось для тех, кто из еретических
соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила Православнее цркве с
тумаче њ има. І. Н.Сад, 1895. С.45).
8. Милаш. Указ. с оч. ІІ . С.534.
9. Ср.: Гласник, 1976. С.17.
10. Ибо 2-м каноном этого Собора провозглашена общеобязательность Апостольских правил.
11. Для монахов первый день без пищи и воды – которые могут, и до среды, – а так же и Великий пяток.
12. Ср.: 14 декабря о начале поста второе «Зри».
|